Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Какой тип дыхания является правильным
  • Упражнение ножницы Упражнение ножницы лежа
  • Самые эффективные виды спорта и упражнения от целлюлита
  • "Port de bras": фитнес-направление Что такое пор де бра
  • Стояние на голове польза и вред
  • Миостимулятор Бабочка - Butterfly массажер для похудения
  • Как развить зрительную память в совершенстве. Интересные упражнения для развития зрительной супер-памяти у школьников

    Как развить зрительную память в совершенстве. Интересные упражнения для развития зрительной супер-памяти у школьников

    Зрительный анализатор позволяет человеку получать около 90 % информации из окружающего мира. А зрительная память способствует ее запоминанию и воспроизведению в нужный момент. Посредством зрительной памяти мы откладываем в голове прочитанную информацию, просмотренный фильм, внешность людей и другие предметы, которые видим.

    В развитии человека зрительная память появляется одной из первых и становится основой для образного мышления, которое доминирует у детей до 4-5 лет. Однако хоть мышление в дальнейшем трансформируется в другие виды, зрительная память продолжает преобладать у большинства людей до самого конца жизни.

    Большая часть человечества не может использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы. Поэтому зрительную память следует развивать так же, как и остальные виды. При этом параллельно с такими тренировками улучшаются внимание и способность концентрироваться.

    Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

    Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

    • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
    • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
    • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
    • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

    Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

    Наиболее эффективные упражнения на то, как развить зрительную память

    Для тех, кому недостаточно или не помогают ежедневные мини-тренировки, существуют полноценные методики. Так как улучшать зрительную память нужно параллельно с вниманием, то многие упражнения рассчитаны на тренировку обоих элементов психики.

    • Таблицы Шульте. Берутся специальные квадраты, разбитые на блоки, в которых хаотично написаны цифры от одного и до некоторого числа (может быть разное). Суть упражнения в том, чтобы в максимально короткие сроки отыскать все цифры по порядку. Для усложнения задания могут браться несколько блоков чисел разных цветов, а задание будет заключаться в том, чтобы расположить мысленно по порядку числовой ряд, например, зеленого цвета. В качестве разнообразия воспользуйтесь играми «Кликер » и «Кликер+ », которые найдете на нашем сайте. Это онлайн тренажер на базе таблиц Шульте, по которому удобно заниматься.
    • Спички. Очень эффективное упражнение для тех, кто не знает, как при развитии зрительной памяти следить за прогрессом. На начальном этапе берутся 5 спичек, которые нужно просто произвольно бросить на ровную поверхность. Оценив их расположение в течение нескольких секунд, нужно отвернуться и попытаться повторить увиденное. Постепенно можно увеличивать количество спичек, уменьшая время, отведенное на запоминание, тем самым наблюдая за собственным прогрессом, ведь изначально воспроизвести упавшие 5 спичек будет нелегко.
    • 25 букв. Для выполнения этого упражнения лучше всего собрать группу людей, так как оно больше походит на игру. Берется табличка, расчерченная на 25 квадратов, в каждом из которых написана буква. Эта таблица показывается участникам упражнения на полминуты, после чего убирается. Человек должен попытаться составить из написанных там букв слова, опираясь на зрительный образ таблицы. По своей сути упражнение напоминает кроссворд, в котором надо отыскивать слова, но только в данном случае он существует лишь в вашей памяти.
    • Кисть. Данное упражнение в большей степени нужно делать тем, кто не знает, как с помощью упражнений развить зрительную память и внимание одновременно. Концентрируясь на несколько минут лишь на своей кисти, следует полностью отбросить все лишние мысли, начиная упражнение сначала, как только концентрация уйдет. Нужно стараться как можно четче запомнить линейный рисунок на кисти, чтобы получилось без проблем воспроизвести его в голове.
    • Ассоциации. Чтобы улучшить память, существует довольно сложное, но интересное задание. Для его выполнения потребуется помощник, который будет зачитывать со скоростью в минуту слова. В течении паузы между воспроизведением, нужно выложить из спичек (которые предварительно готовятся в большом количестве) ассоциацию с этим словом. Выполняя подобное упражнение регулярно, можно сокращать время вплоть до половины минуты.

    Общие требования ко всем описанным методам улучшения зрительной памяти – регулярность и постепенное усложнение задания.

    Как развить зрительную память у детей?

    Начинать полноценные тренировки для детей лучше всего в дошкольном возрасте (5-6 лет). Для ребенка подойдут и те повседневные упражнения, о которых говорилось выше, например, можно попросить его как можно подробнее рассказывать об увиденных за день вещах и пережитых событиях. Таким образом развивается также речь, правильная формулировка мыслей и, конечно же, внимание.

    Упражнения для тренировки зрительной памяти у детей:

    • Картинки. Предварительно подготовленные 15 картинок со знакомыми ребенку предметами нужно показать ему на несколько минут. После этого картинки убираются и надо попросить малыша назвать те предметы, которые он запомнил. Затем забытые предметы показывают еще раз на несколько минут и отпускают ребенка играть. По прошествии получаса нужно еще раз спросить малыша о том, какие предметы он запомнил. Данное упражнение позволяет не только тренировать память, но и оценить ее. Хорошим считается результат от 8ми названных предметов.
    • Игрушки. Для этого метода нужно взять несколько игрушек малыша, расположив их на столе. Ребенок должен внимательно их рассмотреть и отвернуться. Взрослый убирает или добавляет игрушку, а малыш, повернувшись обратно, определяет, что поменялось в композиции.
    • Рисование. Для упражнения нужны будут листики и карандаш. Мама показывает ребенку картинки с разными несложными узорами, которые тот должен нарисовать сам, но не глядя на оригинал, а по памяти. Со временем можно брать более сложные изображения. С помощью этого метода также развивается мелкая моторика рук, что очень важно, особенно, перед школой.
    • Зрительное фотографирование. Для выполнения этого задания не понадобится никаких особых приспособлений. Нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть свое игрушечное царство, предварительно расположив его на столе или диване, после чего малыш должен перечислить те игрушки, которые успел заметить. Со временем для усложнения задания можно просить ребенка называть особенности каждой игрушки, например, цвет.

    В общем, развитие зрительное память очень помогает нам в повседневной жизни, делает нас более собранными и внимательными, поэтому ее нужно улучшать и стимулировать, пользуясь упражнениями или применяя игры ресурса Brainapps.

    Был у меня в школе один одноклассник – Игорь. В общем, мальчик был обычным, не выделялся ни никакими особыми качествами. Единственное, в чем он был особо хорош, так это в запоминании различных правил и схем.

    Все бы ничего, но так как мы весьма неплохо общались друг с другом, я точно знала, что дома он ничего не учил. Каждый раз он прибегал на занятие, жаловался, что забыл или не успел сделать домашку, но в итоге, когда учителя его спрашивали, он на пятерку рассказывал материал, который нам задавали.

    Я долго наблюдала за ним, и во мне все чаще и чаще возникало желание разузнать, в чем дело.

    Поддавшись своему любопытству, я решила понаблюдать за ним. Когда Игорь, в очередной раз, запыхавшийся прибежал в школу, а спросила, выучил ли он таблицу по биологии, которую нам задала учительница еще на прошлой неделе. Мой одноклассник растеряно спросил, какую именно таблицу нам задали, и мне стало вполне очевидно, что к уроку он был неготов.

    Для полной уверенности я поспрашивала у него что-то из таблицы, и результат был неутешителен (если бы такой ответ услышала учительница, в его дневнике бы красовалась двойка).

    Убедившись в его полном незнании темы, я вплоть до самого урока биологии не сводила с него глаз. Я не замечала за ним ни особой нервозности по поводу своего положения, ни попыток выучить материал на переменах или во время других уроков. Единственный раз, когда он взял в руки книгу, был момент за несколько минут до начала урока.

    Игорь открыл учебник, нашел нужную таблицу (причем сделала он это не сразу, так как даже приблизительно не знал на какой она странице). И каково было мое удивление, когда на биологии он без особых усилий воспроизвел таблицу с учебника!

    К концу урока моя растерянность прошла, и я твердо решила разобраться в ситуации. В конце дня я подошла к Игорю и расспросила его, каким образом он выучил весь материал, если увидел его незадолго до своего ответа. Его ответ меня настолько удивил, что я до сих пор с восхищением вспоминаю своего одноклассника.

    Игорь сказал, что он несколько раз просмотрел таблицу перед уроком и полностью запомнил ее. В тот год я серьезно занялась своей зрительной памятью и при помощи специальных упражнений пыталась дорасти до уровня Игоря.

    Зрительная память – это специальный вид памяти, который фиксирует и воспроизводит зрительные образы. Зрительные образы представляют собой все, что мы видим: люди, предметы, местность и все тому подобное.

    Таким образом, зрительная память помогает сохранить в сознании образные данные, при этом, не требуя каких-либо словесных обозначений. Зачастую люди, запоминая какой либо предмет или явление, сопровождают визуальный образ названием, например, желтая чашка, зеленое дерево, серая стена.

    Так мозг получает двойной код, и в некоторые моменты человеку сложно отделить визуальные и вербальные образы (сам по себе оттенок запомнился, но как его назвать, мозг не знает).


    Преимущества хорошей зрительной памяти

    Зрительная память делится на:

    • кратковременную память;
    • долгосрочную.

    Благодаря кратковременной зрительной памяти немного образов остается в сознании человека в течение короткого промежутка времени. По данным нескольких научных исследований мозгу проще запомнить на недолгое время 3-4 образа.

    Эти предметы могут даже изменить свою расцветку или форму, но человек все равно будет их помнить, однако с увеличением количества запоминаемых вещей их образы становятся все более и более расплывчатыми. Соответственно, чем больше становится количество визуальных образов, тем хуже эти предметы запоминаются.

    Долговременная память предназначена для хранения ценных воспоминаний, регулярных явлений или особо ярких моментов жизни. Особо важные или дорогие для человека воспоминания надолго сохраняются в его памяти, ведь каждый из нас хорошо помнит лица своих родителей, свой первый поцелуй, самый лучший подарок в жизни и множество подобных вещей.

    Можно назвать долговременную память чердаком, на который мы закидываем множество информации в надежде, что когда-нибудь она пригодится. В результате какими-то вещами мы пользуемся регулярно, а остальные просто валяются без дела. Долговечная память сильно зависит от ассоциаций.

    Для того чтобы вытащить что-либо из долговечной памяти, необходима ассоциативная цепочка. Чем больше у человека таких цепочек, тем больше может поместиться в его долговечную память.

    Зрительная память тесно связана с нашим воображением, поэтому развивая одно, мы тем самым развиваем и другое. Также вполне логично и то, что люди с хорошим воображением априори обладают развитой зрительной памятью.

    Таким образом, зрительная память важна как для определенной профессиональной деятельности, так и для нашей повседневной жизни. Некоторым людям зрительная память значительно упрощает их работу, а другим – помогает в повседневных делах.

    Как часто мы пытаемся вспомнить лицо человека, но память упорно отказывается воспроизводить нужный образ? А бывало ли у вас такое, что вы ходите посреди магазинов, помня, что в одном из них точно видели нужную вам вещь, но вот вспомнить, как выглядит вывеска этого магазина никак не получается?

    Подобные проявления говорят о плохой зрительной памяти. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо выполнять специальные упражнения для тренировки зрительной памяти.

    Упражнения для тренировки зрительной памяти

    Для тренировки зрительной памяти используют следующие упражнения.

    1. Таблицы Шульте. Для такой тренировки потребуются квадраты, которые разбиты на сектора. В каждом секторе в разброс написаны цифры от одного и до определенного числа. Тренировка заключается в том, чтобы как можно быстрее найти все цифры в порядке их возрастания. Если такое упражнение кажется слишком простым, его можно усовершенствовать, беря сектора разных цветов. В таком случае необходимо мысленно расположить в правильном порядке цифровой ряд определенного цвета.
    2. Метод Айвазовского. Внимательно посмотрите на какой-либо предмет или человека. За несколько секунд попробуйте максимально точно запомнить то, что Вы видите. Потом закройте глаза и представьте предмет или человека, что Вы запоминали. Постарайтесь воспроизвести образ во всех деталях. Мысленно задайте несколько вопросов, касаемо воображаемого объекта, и ответьте на них с помощью представленной картинки. На секунду откройте глаза и вновь представьте этот образ, дополнив его деталями. Сделайте так несколько раз. Преимущество данного метода состоит в том, что тренироваться можно просто по пути на работу или домой.
    3. Игра в спички. Возьмите 5 спичек и произвольно бросить их на стол. Затем нужно несколько секунд посмотреть на то, как расположены спички, и отвернувшись предпринять попытку повторить увиденное. Со временем можно увеличивать число спичек и уменьшать время, отведенное на запоминание. Такой способ понравится людям, которые любят наблюдать за своим прогрессом.
    4. Римская комната. Попытайтесь запомнить несколько предметов, при этом учитывайте не только их последовательность, но и их особенности, например, цвет и форму. Помимо этого можно дополнять запоминаемые предметы дополнительными запоминаемыми образами.
    5. Ассоциации. Такое упражнение хоть и сложное, но весьма увлекательное. Попросите человека каждую минуту зачитывать Вам по одному слову. В промежутке между этими словами выкладывайте из спичек возникающие ассоциации. Постепенно можно сокращать время на выкладывание ассоциаций.

    Залог всех тренировок – регулярность, поэтому начав выполнять упражнения, не пропускайте тренировки, и спустя какое-то время Ваши старания начнут давать плоды.

    Итог

    Не всем из нас от природы повезло со зрительной памятью, но это не повод просто смириться с ситуацией и каждый раз полагаться на другие средства фиксации информации. Если природа нас чем-то обделила, то придется взять это силой.

    Но как это всегда происходит в нашей жизни, если хочешь чего-то добиться, изволь потратить на это свои силы и время. Тренировки не сразу дадут результат, придется провести не одно занятие, чтобы развить свою зрительную память.

    Ну и конечно же, первый шаг к успеху – сильное желание. Имея достаточную мотивацию, все трудности на пути кажутся не такими уж и серьезными, поэтому поставьте себе цель и идите к ней.

    Под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

    Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти. Если образы совпали, то мы определяем данного человека как знакомого. Весь этот процесс происходит за считанные доли секунды.

    Бывает и так: встретив человека во второй раз, мы не сразу можем вспомнить, когда и при каких обстоятельствах мы его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Об одном из таких людей говорится в документальном фильме «Мой выдающийся мозг. Сделайте из меня гения».

    Главная героиня фильма обладала феноменальной зрительной памятью, которая отнюдь не была дана ей от природы. Такой результат стал наградой за упорные тренировки, длящиеся годами. Очень рекомендуем посмотреть это фильм, если Вы его еще не видели.

    Следует отметить, что зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

    Тренировка зрительной памяти

    Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

    Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

    1 Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

    Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

    Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию.

    2. Запоминайте и описывайте внешность людей.

    У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

    3. Рисуйте по памяти.

    Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти. При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее.

    4. Используйте спички как вспомогательный материал.

    Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

    5. Подключайте другие органы чувств.

    Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

    6. Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

    7. Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

    8. Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. Так, на Битрейнике Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

    Зрительная память у детей

    Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры, предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

    Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.

    Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.

    Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.

    Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

    Диагностика зрительной памяти

    Для диагностики зрительной памяти у детей в домашних условиях можно использовать, например, методику под названием «Десять картинок». Для этого подготовьте лист с наклеенными на него небольшими картинками, изображающими предметы или животных. Можно вместо картинок использовать рисунки, но они обязательно должны быть узнаваемыми. Дайте ребенку изучить изображения в течение 50 секунд (как вариант, можно использовать отдельные картинки, в этом случае каждую следует рассматривать по 5 секунд).

    Затем заберите листок и попросите по памяти назвать все изображения. Порядок не имеет значения. Так проверяется кратковременная зрительная память. Если ребёнок запомнил не менее 8 изображений – это показатель хорошей зрительной памяти. От 4 до 7 изображений – средний, а 3 и менее – низкий. Этот тест можно использовать и для определения объёма зрительной памяти. Как – расскажем чуть ниже.

    Тест на зрительную память

    В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается. В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

    — были ли повторы?

    — Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?

    — Каково количество правильно названных изображений?

    После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

    Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

    Объем зрительной памяти

    Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

    После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

    Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

    Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

    Нарушение зрительной памяти

    Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. Алкоголизм страшен тем, что поражает печень и приводит к гиповитаминозу. Кроме того, алкоголизм поражает структуры мозга. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.

    Нарушения зрительной памяти связаны прежде всего с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются прежде всего затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.

    В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).

    Особенности зрительной памяти

    Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.

    Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

    Развитие зрительной памяти онлайн

    Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.

    Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема. Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную.

    Игры на зрительную память

    Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

    Назови картинку.

    Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

    Что изменилось?

    Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

    Нарисуй по памяти

    Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

    Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

    Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

    Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.

    Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?

    Зрительная память: что это такое

    Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.

    Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.

    Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.

    В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.

    Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.

    Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.

    Как развить образную память

    Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.

    У взрослых

    Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.

    Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.

    Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.

    Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.

    Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.

    Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?

    Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.

    Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.

    Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.

    Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.

    Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.

    Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.

    Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.

    В процессе занятий для лучшего образного мышления взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.

    В рационе должна быть рыба:

    • кета;
    • сардина;
    • лосось;
    • палтус.

    Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.

    Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.

    Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.

    Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.

    Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.

    У детей (школьников, дошкольников) и подростков

    Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.

    Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.

    У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.

    Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.

    Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.

    Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.

    У художников

    Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.

    Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.

    Упражнения для тренировки визуальной памяти

    Чтобы развивать память у ребенка, с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.

    Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.

    Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.

    Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.

    Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг с картинками и без. Читайте не меньше сотни страниц в день и ваши воспоминания будут живыми и объемными.

    23 19 123 0

    Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

    Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

    Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

    Вам понадобятся:

    Ежедневные мини-тренировки

    Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

    Воспоминания

    Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

    Детализация образа человека

    После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

    Рассматривание предметов

    Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


    Словесный портрет

    Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

    Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

    При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

    Метод спичек

    Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

    1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
    2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
    3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
    4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
    5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

    Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

    Метод художника

    Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

    Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

    • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
    • Закройте глаза на несколько мгновений.
    • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

    Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

    Метод тайной комнаты

    Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

    • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
    • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

    Метод Шульте

    Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

    Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

    Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

    Метод фотографирования

    1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
    2. Разложите их на столе.
    3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
    4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

    Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

    Метод выделения отдельных элементов

    Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

    • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
    • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
    • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.