Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Сложности спортивной зависимости
  • Команды передачи управления Как называется безусловное выполнение команды
  • Школьные презентации Powerpoint
  • Взрывные удары и агрессивная защита
  • Гитарный бой - обучение игры боем на гитаре
  • Василий Павлович Рочев: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт" Василий рочев старший биография
  • Богрод А. Ниндзюцу техника боя

    Богрод А. Ниндзюцу техника боя

    Богрод А.

    Б74 Ниндзюцу. Техника боя: Методическое пособие для самостоятельного обучения / А. Богрод. - М.: ФАИР-

    ПРЕСС, 2002. - 512 с.: ил. - (Боевые искусства).

    ISBN 5-8183-0387-Х

    Эта книга, написанная с искренним восхищением древним искусством невидимого воина, дает читателям возможность приблизить свой жизненный путь к Пути воина-тени. Автор показывает методику тренировки ниндзя по рукопашному бою, описывает физическую подготовку и технические приемы основных разделов ниндзюцу, знакомит с некоторыми видами оружия и атакующей техникой боя.

    Методический материал поможет построить трени­ ровочный процесс, согласовать взаимодействие различ­ ных разделов, дать конкретные задания, решить вопросы дисциплины и упорядоченности в тренировках.

    Для широкого круга читателей.

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена

    в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    © Богрод А. В., 2001

    © Серия, оформление.

    ISBN 5-8183-0387-Х

    ФАИР-ПРЕСС, 2002

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    История ниндзюцу насчитывает более тысячи лет. Это искусство проходит сквозь века невиди­ мым ветром божественного предназначения. Пре­ одолевая время и расстояние, нинпо направляет воина синоби на Путь овладения сверхъестествен­ ными силами, ведет к вечности. В основе доктрины выживания лежат самые полные идеи самозащиты.

    Автор, Александр Богрод, член Межрегиональ­ ной Общественной Организации «Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу», рассматривает в данном учебном посо­ бии методы тренировки рукопашного боя ниндзя, а также физическую подготовку и технические при­ емы основных разделов ниндзюцу. Их перечень:

    Сокрушительная техника ударов руками и ногами.

    Комплекс уклонов и уверток в работе с на­ парником и тренировочным оружием.

    Акробатическая подготовка.

    Боевые формы блокирующих движений.

    Контратака и опережающие действия.

    Техника поражения конечностей в жестких методах боя.

    «Сущностью всех боевых искусств и методов военной стратегии являются самозащита и пре­ дотвращение опасности. Ниндзюцу воплощает

    это вообще возможно.

    Путь ниндзя - путь терпения, выживания, преодоления опасности и способ превосходить врага во всем...»

    Вторая книга Александра Богрода, члена Меж­ региональной Общественной Организации «Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу», о древнем искусстве не­ видимых воинов ниндзя. Ее разделы:

    Способы исчезновения из поля зрения про­

    Техника передвижений.

    Разработка суставного аппарата и силовая подготовка.

    Традиционные формы освобождения от зах­ ватов.

    Подготовительные упражнения к технике ис­

    чезновения и изменения направления движе­ ния.

    Снаряды в тренировочном процессе.

    Методы избегания длительной схватки.

    Свод различных технических разделов в

    кратких моделях боя.

    Основы техники с кэн и ханбо.

    Поражения уязвимых точек противника.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    «Искусство ниндзюцу включает в себя широ­ кий спектр экзотических знаний, которые обес­

    ности. Это гораздо больше, чем просто система физических навыков и уловок для шпионажа и

    щей среды, все уровни сознания и универсальная

    Масааки Хатсуми, 34-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

    ниндзюцу

    ТЕХНИКА БОЯ НИНДЗЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    шим изменениям, исходящим свыше. Для него су­ ществует лишь один закон - спонтанно реагиро­ вать, адаптируясь к любым условиям таким об­ разом, что само понятие «неожиданность» пере­ стает для него существовать».

    Тосицугу Такаматсу, 33-й патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу

    Ниндзюцу - искусство быть невидимым. Одна из самых сложных и таинственных клановых воин­ ских систем, пришедшая к нам из далекого и кро­ вавого прошлого Древней Японии. На протяжении многих столетий ниндзюцу оставалось закрытой школой шпионажа с постижением законов Приро­ ды и Человека на основе тайных эзотерических учений горных отшельников Ямабуси.

    Познавая секреты «пути овладения сверхъесте­ ственными силами», ниндзя становились неулови­ мыми демонами, проходящими сквозь стены и

    всех областей жизнедеятельности человека и ис-

    пользуя основу мистических учений, ниндзя при­ обретали могущественную силу управления людь­ ми. Руководствуясь стратегией достижения цели любыми способами, ниндзя доводили до совершен­ ства способность оставаться неуязвимыми в любой боевой ситуации, при любых жизненных обстоя­

    тельствах.

    подготовки

    воинов-теней

    многогранна

    всеобъемлюща,

    приемами рукопаш­

    техники ниндзюцу

    исчерпывает­

    оружия и с

    оружием являются основополагающими раздела­ ми в подготовке ниндзя и, наряду с психологи­ ческими установками, во многом формируют во­ ина, давая возможность легко адаптироваться к другим предметам ниндзюцу за счет развитого тела, волевых качеств, умения вести боевые дей­ ствия в непосредственном столкновении с про­ тивником. Без специальных тренировок никакие демонические хитрости не позволят ниндзя оста­ ваться неуязвимым, как тень, и всепроникаю­ щим, как пустота.

    Принцип неразделенности всех стилей и на­ правлений в системе обучения ниндзя своими ме­ тодическими корнями уходит и в технику руко­ пашного боя; другими словами, на тренировке па­ раллельно идет отработка отдельных элементов и целых связок, чистых бросков и бросков с удара­ ми, техники с применением оружия и техники без оружия, приемов открытого боя и нападения из-за укрытий. Таким образом нарабатывается комплек­ сное владение приемами относительно изменяю­ щихся условий. В доли секунды приспособиться к изменяющимся условиям - одно из важнейших правил НИН-ПО ТАЙДЗЮЦУ.

    ВВЕДЕНИЕ

    В данном пособии рассматривается целый ком­ плекс рукопашной техники со специфическими способами нападения и защиты при атакующих действиях противника спереди, сзади и с боков. Материал довольно обширен и охватывает множе­ ство групп техник, принципов и стилевых разли­ чий. В книге не представлена ударная комбинато­ рика в чистом виде, но комбинации, связки про­ сматриваются во многих приемах, к тому же дан­ ный объем технических элементов восполняет этот небольшой недостаток. Как следует изучив мате­ риал книги не только по картинкам, вы уже и сами будете формировать серии ударов, защит, заломов, бросков. О том, как проходит отработка тех или иных технических действий, о способах применения и характерных особенностях мы бу­ дем вести разговор по ходу описания представлен­ ного потенциала техники Тайдзюцу.

    ЮНАН ТАЙСО

    Юнан тайсо - система общефизических уп­ ражнений, направленных на развитие различных

    ние, умение сосредоточиваться.

    Специфика ниндзюцу требует прекрасного вла­

    ва терпеливых, и вы легко преодолеете любые возникающие на вашем пути преграды. А поня­ тия «тело» и «дух» имеют далеко не односторон­ нее толкование, о них говорится во многих разде­ лах ниндзюцу, к одному из которых мы и перехо­ дим.

    В этом пособии представлен комплекс общераз­ вивающих упражнений. Это упражнения, необхо­ димые для повышения подвижности тела, для снижения вероятности травм, таких, как растяже­ ние и разрыв связок, а также для достижения физической выносливости при работе в динами­ ческих режимах рукопашной схватки.

    Делать упор на разработку связок в ущерб ос­ новной технике не рекомендуется. Чрезмерный

    ЮНАН ТАЙСО

    набор разминочных действий в некоторой степени ломает структуру боевых движений. Умеренность в разработке суставов должна подкрепляться на­ сыщенной базой рукопашной техники. Темп тре­ нировки наращивается постепенно, с учетом того, что связки «вышлифовываются» и без целенап­ равленного двигательного воздействия.

    Обычно перед началом тренировок проводится

    в состояние внутренней готовности постижения

    тей и занимает мало времени. Новичкам медита­ ция представляется чем-то несущественным - бессмысленным ритуалом, и они относятся к ней легкомысленно. Но можно сказать, что это нор­ мально. К первым занятиям ученик готов все­ гда, и ему незачем проводить несколько минут в безмятежности, он все равно не совладает с соб­ ственным разумом, требующим реализации сво­ их представлений. Медитация необходима, когда мысли разбросаны, но ты имеешь хоть какое-то представление о ниндзюцу и знаешь к чему сле­ дует стремиться. Чтобы медитация не казалась

    мость, прочувствовав необходимость в сосредото­ чении. А пока займемся разминкой.

    Существуют два типа упражнений, влияющих на растяжку.

    1. Баллистический, или динамический. Выра­ жается в энергичных движениях: махах ру-

    от 5 до 60 секунд.

    Упражнения из этих групп можно сочетать с отработкой техники отдельных элементов групп ударов и уходов, которые подключаются к комп­

    ни к чему долговременное вытяжение суставов, вполне достаточно будет провести 5-10-минутную разминку. Техника изучается от простого к слож­ ному, и на первых порах ни мостики, ни шпагаты не требуются. Во-вторых, если использовать уп­ ражнения растяжки в небольших по времени раз­ минках по три раза в день, ваш прогресс будет не мене заметен, чем при часе основной гимнастичес­ кой тренировки. В-третьих, возможно совмещение растяжки, техники и некоторых силовых упраж­ нений. То есть техника на протяжении всего заня­ тия поддерживается легкой растяжкой и силовы­ ми упражнениями, которые, как правило, выпол­ няются в конце тренировки и сочетаются с упраж­ нениями на растяжение и расслабление мышц.

    Итак, задача в обычной разминке - подготовить организм к разнохарактерным тренировочным на­ грузкам, а не перегружать его. Количество повторов каждого упражнения выбирается на ваше усмотре­ ние. Задача суставной гимнастики состоит в увели­ чении растягивающего момента связок. Здесь коли-

    чество повторений должно быть упорядочено, напри­ мер, 10-15 повторений в два-три подхода с увели­ чением амплитуды движения в каждом последую­ щем подходе. И еще: изберите наиболее эффектив­ ные, подходящие для вас 20-25 упражнений и выполняйте их с предельной точностью и технично­ стью.

    Структура растяжки: начинать стоя, продол­ жать сидя, заканчивать лежа.

    Одежда не должна стеснять движений. Капюшон используется по назначению только при отработке специальных способов маскировки и контрольных тестов; на обычных тренировках лицо не закрывает­ ся, дабы не перекрывать доступ кислорода.

    Подготовительная часть тренировки включает в себя разминку общую и специальную. Задача об­ щей разминки - разогреть тело, усилить кровооб­ ращение и ввести в режим двигательной работы органы дыхания. Специальная имеет своей целью подготовить организм к восприятию того потенци­

    леблется от 10 до 40 минут.

    Упражнение 1

    Настрой на тренировку, медитация, сосредото­ чение, избавление от излишнего волнения, воз­ буждения; вольные движения различных частей тела как продолжение медитативного настроя.

    Упражнение 2

    Бег. Темп медленный или средний. Цель: уси­ ление общего кровообращения, переход организма

    ЮНАН ТАЙСО

    к активной деятельности. Вдох через нос, выдох через рот. Продолжительность бега - 1-2 мину­ ты. Изредка несколько шагов проводятся с подня­ тием колена или захлестом.

    Упражнение 3

    Дыхание. Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Во время спокойного, без напряжения, вдо­ ха через нос плечи и грудь остаются в покое, жи­ вот выпячивается вперед. Выдох через нос или рот также без напряжения, живот втягивается. Проде­ лывается 3-4 раза.

    Упражнение 4

    Круговые, с напряжением, движения головой - сначала влево, затем - вправо. Наклоны головы вправо-влево. Наклоны головы вперед-назад. Руки за спиной, ноги в естественном положении.

    Упражнение 5

    Разминка кистей рук, перегибания одной другую. Вращения кистей, сжатых в кулаки, с небольшим напряжением. Руки вытянуты и немного согнуты.

    Упражнение 6

    Круговые вращения руками. Ноги на ширине плеч, спина прямая, взгляд перед собой. Выполня­ ются сначала согнутыми в локтях руками, затем выпрямленными с максимальной амплитудой.

    Упражнение 7

    Махи руками через стороны назад, с последую­ щим скрещиванием перед грудью. Сменяются от­ носительно мягкими рывками выпрямленных рук: левой вниз-назад, правой вверх-назад.

    Упражнение 8 (рис. 1)

    Заламывание рук различными способами с про­ работкой плечевого и прилегающих к нему суста­

    Непростое упражнение, требующее осторожно­ го выполнения. Стоя спиной к стене, поочередно обопритесь о нее ладонями на одной высоте чуть шире плеч. Держа спину прямой, совершить мед­ ленные прокачивания до появления напряжения в мышцах. Повторяете 4-6 раз с небольшими интервалами. В процессе тренировки это упраж­ нение следует выполнять активнее, чем на раз­ минке.

    Упражнение 9 (рис. 2)

    Растяжение плечевого сустава при подведении локтя с помощью другой руки к центру тела. Заб­ локировать разрабатываемую руку внешней сторо­ ной ладони к боку.

    Упражнение 12

    Замок двух рук по диагонали сзади. Выполня­ ется удержанием 10-20 секунд или мягким про­ качиванием.

    Упражнение 13 (рис. 5, 6)

    Упражнение силовое и очень сложное. Развива­ ет ударную мощь кисти посредством жесткого ук­ репления в сгибе. Смена положений в упоре лежа на кулаках. На первых порах, если не получается,

    В тот момент, когда выпущенная из трубки-киудо игла вонзилась в переносицу Гендзо Исибаси, стало ясно, что среди верхушки гангстерского клана Той Фуминори началась кровавая борьба за власть.

    Убийство Исибаси было уже вторым и произошло точно так же, как и первое, жертвой которого стал пятидесятилетний Таро Сува, самый молодой в совете. Он был убит в великолепном саду Той Фуминори. Игла, направленная рукой, без сомнения искусно владевшей киудо, поразила жертву точно в висок. Сува умер на глазах у пятерых асов клана.

    И вот теперь, когда тело Гендзо Исибаси лежало на земле, старый Фуминори лихорадочно думал, крепко сжимая кулаки: «Все это предвещает нам конец...»

    — Ниндзя! (Ниндзя - члены существующей на острове Хонсю тайной общины, которые с детства обучаются «ниндзюцу» - «искусству быть невидимым». Выработанные ими приемы борьбы хранятся в глубокой тайне и передаются из поколения в поколение только внутри клана. (Прим. пер.)) - ледяным голосом произнес кто-то.

    Мертвые зрачки Исибаси глядели в небо

    Лежа в постели, Той Фуминори смотрел сквозь полуопущенные ресницы на стройную маленькую Кумико, подносившую ему чай. Она была его подругой уже несколько лет, но до сих пор он не переставал любоваться ее красотой. И кроме того, Кумико была очень умна. Сколько раз она помогала Фуминори своими советами, когда тому казалось, что все уже потеряно! Именно поэтому он хотел поговорить с ней об убийстве Сувы и Исибаси.

    Господин, тот, кто нанимает ниндзя, имеет серьезное намерение бороться до конца,- заключила Кумико после того, как выслушала Фуминори.

    Но если он рвется к власти, то почему же не убить сразу меня?

    Очевидно, боится мести ваших друзей или конкуренции остальных членов совета.

    Этот человек стремится устранить соперников и одновременно испугать вас, вынудив добровольно уступить власть.

    В совете осталось трое: Тавара, Кога и Китани. Значит, один из них...

    Отдохните, господин.- Кумико нежно погладила его по щеке.- И не вздумайте прятаться от ниндзя. Это бесполезно.

    Ты права. Следующее совещание совета будет проходить как обычно.

    Беседуя с тремя помощниками, Фуминори напряженно размышлял, кто же из них нанял убийцу. Наперекор желанию троицы он оставил дверь веранды открытой, а Когу, Китани и Тавару посадил напротив, у деревянной стены. Это были отличные мишени.

    Вошла Кумико, она принесла чай.

    И тут в тишине раздался тонкий свист. Тавара вскрикнул, но остался сидеть с выражением ужаса на лице. Игла, задев его ухо, вонзилась в стену.

    И первое, что услышал Фуминори, были слова маленькой Кумико:

    Искусство ниндзя - совершенство.

    Кумико нашли мертвой на следующее утро. Медленно, с нежностью, на какую только был способен, старый Фуминори вынул иглу. Она прошла точно сквозь сердце.

    Фуминори сидел в саду и размышлял. Кога или Китани? Тавара уже отпадает. Ниндзя один раз промахнулся, но во второй раз этого не произойдет. Тавару можно считать уже мертвым.

    И вдруг его осенило.

    «Искусство ниндзя - совершенство»,- сказала Кумико. И открыла убийцу!

    Ниндзя не промахнулся. Ниндзя никогда не промахивается. Он попал именно туда, куда целился, а окровавленное ухо Тавары должно было отвести подозрения главы клана.

    Кумико это сразу поняла. И поэтому должна была умереть.

    Перевела Н. Масленникова

    -------
    | сайт collection
    |-------
    | Алексей Михайлович Горбылев
    | Ниндзя: боевое искусство
    -------

    Дорогой читатель!
    У тебя в руках – второе издание книги «Путь невидимых», посвященной одному из самых загадочных аспектов дальневосточной традиции воинских искусств – средневековому японскому искусству шпионажа ниндзюцу и его замечательным мастерам – ниндзя.
    Первое издание этой книги под названием «Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу» увидело свет в 1997 году в минском издательстве «Харвест». С тех пор книга выдержала несколько перепечаток и бесконечное тиражирование на различных интернет-сайтах и привлекла внимание множества поклонников боевых искусств Востока, любителей военной истории и дальневосточной культуры, породив массу споров о том, насколько надежны источники автора, достаточно ли обоснованны его выводы. Кто-то восторгался невиданной прежде широтой охвата темы истории ниндзюцу, кто-то – порой справедливо, а порой безосновательно – указывал на недостатки моей работы.
    Хочу сказать, что я, наверное, лучше, чем кто-либо другой, осознаю все несовершенство «Пути невидимых». Особенно сегодня, по прошествии тринадцати лет с момента выхода этой книги. Тринадцати лет, за которые мне, смею думать, удалось накопить определенный и исследовательский, и переводческий, и литературный опыт.
    Недостаточно критическое отношение к источникам, несовершенство методики исследования, слабый анализ, малая историческая эрудиция… Недостатки эти имеют частью объективный, частью субъективный характер. Они связаны и с тем кругом материалов, который был доступен мне в первой половине 1990-х, и с тогдашней моей подготовленностью. Да и сама природа исторического исследования такова, что каждое новое достижение неминуемо перечеркивает (исправляет, корректирует) достижения предыдущие.
    Думаю, сегодня я смог бы выполнить эту работу на гораздо более высоком уровне. Или… Не взялся бы за нее вообще! По той простой причине, что я очень хорошо осознаю теперь те колоссальные трудности, с которыми неизбежно столкнется любой автор, пожелавший создать фундаментальную научную историю ниндзюцу.
    Размышляя над этим, я прихожу к выводу, что все несовершенство моей книги искупается уже тем простым фактом, что она вообще сегодня существует – как предмет для обсуждения, как отправная точка для исследовательского поиска тех профессионалов и любителей, которые пожелают пойти дальше меня в изучении этой удивительно интересной темы – истории средневекового японского искусства шпионажа.
    Начав работу над подготовкой второго издания, я очень скоро отказался от идеи радикально переделать книгу, ибо это совершенно невозможно.

    Реальнее создать совершенно новое исследование, но на это уйдет добрый десяток лет. Поэтому я ограничился исправлением лишь самых грубых своих ошибок и опечаток, добавлением комментариев и стилистической правкой, благодаря чему, хочу надеяться, моя мысль станет более понятной читателям.
    Данная книга ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. Она рассчитана на массового читателя и скорее популярна, чем научна. «Подлинная история» ниндзюцу еще не написана. А потому прошу не судить меня слишком строго, а лучше – проявить самостоятельность, углубиться в тему и сделать еще хотя бы один шажок к познанию исторической истины.
    В завершение хочу поблагодарить издательство «Яуза», которое согласилось переиздать «Путь невидимых» и выдержало мое бесконечное затягивание сдачи рукописи, связанное с ее редактированием.

    Алексей Горбылёв
    Москва, 2010 год

    Средневековые японские шпионы и диверсанты ниндзя и их загадочное профессиональное искусство ниндзюцу относятся к наименее исследованным областям военной истории человечества.
    История изучения этого феномена на Западе не насчитывает и пятидесяти лет. По большому счету, все началось с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик» за 3 августа 1964 г. Автор рассказывал в ней о волне «ниндзямании», захлестнувшей Страну восходящего солнца, вкратце описывал сущность и методы ниндзюцу и представлял «последнего мастера» этого загадочного искусства – Фудзиту Сэйко. Заметка вызвала большой интерес у американских ученых. По свидетельству Ямагути Масаюки, одного из крупнейших японских специалистов в области истории ниндзюцу, в том же 1964 г. из Гарвардского и Калифорнийского университетов, а также университета г. Гонолулу, что на Гавайских островах, в Японию поступили запросы о предоставлении материалов о ниндзя.
    Каковы были результаты исследований американских историков, автору книги не известно. Но именно после этой заметки, опубликованной в одном из самых влиятельных общественно-политических журналов с тиражом более 3 млн экземпляров, в США начался бум ниндзя. Спустя некоторое время он был подстегнут многочисленными кинобоевиками о японских «невидимках», авантюрными романами и многочисленными рекламными книжонками.
    Спрос на информацию о ниндзя был колоссальный. И мощная американская индустрия с готовностью откликнулась на него: на прилавках специализированных магазинов появились униформа и снаряжение ниндзя, самоучители «по боевой технике воинов-теней». Свою долю пирога поспешили урвать и последние «мастера ниндзюцу», которые, как грибы после дождя, начали один за другим обнаруживаться в различных странах. Некоторые из них оказались чрезвычайно успешными и смогли создать крупные организации, объединяющие десятки тысяч поклонников по всему свету. Таковы Будзинкан, Гэмбукан, Дзинэнкан, Всемирная академия ниндзюцу Роберта Басси и другие, по сути, представляющие собой своеобразные коммерческие предприятия, занимающиеся торговлей «заморской диковинкой».
    Для рекламирования «тайного искусства» широко использовались отработанные методы привлечения публики: побольше загадочности и мистики, побольше обещаний и заверений типа «наше искусство – самое древнее и эффективное», побольше необычных приемов, побольше басен о сверхвозможностях – и доверчивый «буратино» с готовностью расстается со своими золотыми.
    Очень важно было подать все под «правильным соусом». Ведь средневековые приемы маскировки, беганья по лесам и физическое и психическое самоистязание в духе современного спецназа могут заинтересовать разве что молодых парней, переполняемых энергией и азартом, чудаков-любителей да профессионалов из соответствующих структур. Подлинно широкая публика к таким «забавам» равнодушна. И вправду, зачем все это «офисному планктону», рабочему или школяру? Однако «популяризаторы» ниндзюцу сумели найти приманку и для «широких народных масс». Ниндзюцу стало рекламироваться не столько как искусство шпионажа, разведки, организации и совершения диверсий, сколько как учение о достижении гармонии с окружающим миром, космосом, реализации творческого потенциала человека. Соответственно и ниндзя превратились в носителей «тайного знания», в членов «тайных кланов», озабоченных реализацией высоких религиозно-философских идеалов и гонимых за свои убеждения. Жаль только, что у этого впечатляющего мифа нет никакой реальной исторической основы, о чем пойдет речь далее…
    Новая концепция рекламы быстро позволила «построить в ряды» десятки тысяч последователей во всем мире. Еще бы! Гармония с окружающим миром, духовное здоровье, реализация творческих потенций вкупе с владением неотразимыми смертоносными приемами, перед которыми бессильны все прочие единоборства, – это ли не идеал?! В то время как в других боевых искусствах Востока постепенно наметился отток «любителей», организации ниндзюцу, напротив, стали стремительно набирать вес.
    Интересно, что рост интереса к ниндзюцу не слишком стимулировал активность научных изысканий. Почти все изданные к настоящему моменту вне Японии книги об этом искусстве носят исключительно популярный и рекламный характер и ни в коей мере не являются научными исследованиями. Именно поэтому мы не найдем в них ни ссылок на исторические источники, ни детального, основанного на фактах анализа, ни цитат из «секретных» наставлений.
    Зато повсеместно мы будем наталкиваться на высказывания, давно ставшие штампами и при этом не имеющие под собой никакой основы. Например, из книги в книгу кочует утверждение о полном отсутствии источников по ниндзюцу, связанном со спецификой секретной деятельности ниндзя. Но так ли это?
    В действительности японские источники, описывающие события XIV–XVII вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Подчас можно найти и детальные описания операций хитроумных лазутчиков. В этом плане значимы произведения жанра «военных повестей» (гунки, гункимоно): «Хэйкэ моногатари» («Повесть о доме Тайра») , «Тайхэйки» («Повесть о великом мире») , «Ходзё годайки» («Хроника пяти поколений Ходзё») , «Канхассю косэн року» («Записи о давних войнах в восьми провинциях Канто») , «Сикоку гунки» («Воинская повесть острова Сикоку») и др.
    Большую ценность представляют дневники тех времен, например «Тамон-ин никки» («Дневник обители Тамон») .
    Довольно полную картину организации разведки в средневековых японских армиях можно составить по дошедшим до наших дней приказам по армии. Здесь следует выделить распоряжения Като Киёмасы, главнокомандующего японского экспедиционного корпуса в Корее в конце XVI в.
    Сохранились до настоящего времени и десятки наставлений по ниндзюцу, включая такие монументальные произведения, как десятитомная «энциклопедия» «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море») и «Сёнинки» («Книга об истинном ниндзюцу») .
    Ценные сведения по организации, управлению и технике разведки, шпионажа и диверсий содержатся также в учебниках по военному искусству XVI–XVII вв. С ними смыкаются классические китайские трактаты по военному искусству, оказавшие серьезное влияние на формирование теории и практики ниндзюцу.
    Имеется в распоряжении исследователей и несколько десятков генеалогий знаменитых семей ниндзя, служебные отчеты шпионов, составленные ими планы и карты.
    Значительно хуже обстоит дело с предметами материальной культуры ниндзя. Известный знаток истории, вооружения и снаряжения средневековых японских разведчиков Нава Юмио в своей работе «Хиссё-но хэйхо ниндзюцу-но кэнкю» («Исследования по всепобеждающему военному искусству ниндзюцу») писал, что ему известны лишь три предмета, которые предположительно (!) непосредственно применялись ниндзя эпохи Токугава (1603–1867).
    Несмотря на это, в современной Японии имеется, по меньшей мере, четыре учреждения, претендующих на статус музеев ниндзя. Это «музеи» в городах Ига Уэно, Конан, Кока и на горе Тогакуси в префектуре Нагано. Однако подавляющее большинство экспонатов не являются подлинниками, о чем свидетельствует отсутствие специальных каталогов, а также информационных стендов с указанием времени и места изготовления, обстоятельств приобретения музеем, размеров, материала изготовления и т. д. В частности, в экспозиции музея ниндзя в городе Конан, по информации его директора – господина Фукуи, подлинниками являются только аркебуза и комплект доспехов рядового японского пехотинца, причем ни то ни другое не является специфическим именно для ниндзя. Все остальное – имитации, изготовленные по описаниям в сохранившихся текстах XVII в., где, кстати говоря, содержится немало непроверенных теоретических разработок, заимствований из столь же теоретичных китайских трактатов и просто фантазий. Часть экспонатов изготовлена специально для «осведомленной» публики. В частности, в экспозиции музея ниндзя в городе Кока выставлен «меч ниндзя» с прямым клинком. На мой вопрос о том, откуда попало это оружие в коллекцию, гид откровенно сказал, что это имитация, причем изготовленная с учетом стереотипов большинства посетителей, несмотря на то что большинство японских исследователей истории ниндзюцу полагают, что какого-то специфического «шпионского меча» синоби-гатана, характерным отличием коего был бы прямой клинок, никогда не существовало (хотя это вовсе не означает, что в Японии никогда не использовались мечи с прямыми клинками). «Мы представляем здесь то, что рассчитывает увидеть посетитель, а не то что смогли отыскать исследователи», – нисколько не таясь, объясняет гид, хотя это сильно подмачивает авторитет «музея» как учреждения, занимающегося не только культурно-просветительской, но и в первую очередь научно-исследовательской деятельностью. Впрочем, такие вопросы волнуют только специалистов. Большинство же посетителей, приезжающих в Кока, Конан, Ига Уэно или Тогакуси с целью просто развлечься, на подобные детали не обращают никакого внимания.
    Признаться, и я сам при первых посещениях музеев в Ига Уэно и Конан в 1997 г. принимал все за чистую монету. И потребовалось много времени, чтобы накопить исследовательский опыт и достичь такого уровня, при котором уже ясно осознаешь всю необходимость ставить и всерьез обсуждать проблемы подлинности артефактов, представленных в музеях.
    Как представляется мне сегодня, музеи ниндзя, бесспорно являясь хорошим подспорьем в изучении истории, теории и практики ниндзюцу как своеобразные варианты исследовательского подхода, одновременно требуют крайней осторожности в обращении и могут предоставлять в том числе и ложную информацию. Во всяком случае, к их экспозициям невозможно апеллировать как к истине в последней инстанции.
    Тем не менее возможности для изучения реального исторического ниндзюцу в настоящее время гораздо шире, чем утверждается в большом числе «трудов» по ниндзюцу. Это вынуждает исследователя не только доискиваться истины в источниках, но попутно еще и анализировать и ломать штампы, сложившиеся благодаря «усилиям» «популяризаторов», заинтересованных не в серьезном исследовании вопроса, а лишь только в саморекламе. И начинать приходится уже с самого понятия ниндзя.

    Слово ниндзя записывается двумя иероглифами: нин (в другом прочтении синобу) – 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком) – и ся (в озвонченной форме дзя; в другом прочтении моно) – человек. Существительное синоби, образованное от глагола синобу, означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража.
    Слово ниндзя появилось лишь в ХХ в. Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов – синоби-но моно, буквально «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек». Так в Японии начиная с XIV в. называли лазутчиков.
    Во многих работах по истории ниндзюцу можно встретить анализ взаимоотношения составных частей иероглифа нин с целью показать некое скрытое и при этом якобы изначальное философское значение слова ниндзя. Так, этот иероглиф интерпретируют, например, как «сердце контролирует и направляет оружие» (нижняя часть иероглифа нин представляет собой иероглиф «сердце», а верхняя – «клинок»). Однако думается, что это не более чем позднейшие интерпретации и гимнастика ума. Подтверждается это тем, что задолго до того, как в Японии шпионов стали называть синоби, в японском языке уже существовали многочисленные производные от глагола синобу слова со вполне «шпионскими» значениями: синобиёру – подкрадываться; синобииру – тайно проникать куда-либо; синобиаруку – ходить крадучись; синобисугата-дэ – переодевшись, инкогнито, под чужим именем; синобиаси-дэ – на цыпочках, тихонько и т. д.

    Иероглифическое написание слова ниндзюцу

    Синоби был далеко не единственный термин для обозначения представителей шпионской профессии. В источниках мы встречаем упоминания о кандзя («шпион», дословно – «человек, [проникающий через] отверстие»), тёдзя («шпион»), камари («пригибающийся»), укамибито («вызнающий человек»), суппа («волны на воде», «проникающие [куда-либо] волны»), сэппа (то же), раппа («мятежные волны»), топпа («бьющие волны»), монокики («слушающие»), тоомэ («далеко видящие»), мицумоно («тройные люди», «растраивающиеся люди»), дацуко («похитители слов»), кёдан («[подслушивающие] болтовню за угощением»), яма-кугури («подлезающие под гору»), куса («[прячущиеся в] траве») и т. д.
    Общую характеристику синоби-но моно, их предназначения и использования мы находим в таком авторитетном источнике, как «Букэ мёмокусё» («Термины самурайских родов») : «Синоби-но моно выполняют различные шпионские задания. Их называют еще кандзя или тёдзя. Служба их заключается в том, чтобы тайно проникать в чужие провинции и изучать обстановку во вражеском стане или по временам, замешавшись среди врагов, вызнавать их слабые места. Проникнув во вражеский лагерь, они устраивают поджоги и убивают вражеских воинов. Во многих случаях используются эти синоби. Называют их также моно-кики («подслушивающие»), синоби-мэцукэ («тайные агенты, цепляющие к глазам») и т. д. Все это одна сторона их службы. Если с самого начала служебные обязанности синоби-но моно не оговорены, то нет таких заданий, которые бы им не поручали. Служат в качестве синоби простолюдины, асигару (воины низшего ранга), досин (полицейские низшего ранга), раппа, сэппа и т. д.».
    Сходную характеристику применительно к синоби из владений прославленного полководца Уэсуги Кэнсин (Кагэтора) мы находим в «Этиго гунки» («Воинская повесть провинции Этиго») (глава «О том, как Кагэтора послал армию к границе провинции Эттю и о возвращении ее в лагерь без боя»): «В 5-й день 10-й луны того же года (1548) Уэсуги Кагэтора назначил кикимоно-яку – «подслушивающими» – семерых своих ближних слуг. Троих он послал в провинцию Каи, а остальные четверо поселились в провинциях Эттю, Ното и Кага. Кикимоно-яку – это такой вид служащих, которых называют еще синоби-но моно, мэцукэ или ёкомэ («смотрящие искоса»). Они ежедневно докладывают о делах управления правителей других провинций, о поступках их чиновников и даже об обычаях простонародья. От них получают драгоценные знания о хороших и дурных делах других провинций».
    Картину могут дополнить сведения, которые мы находим в историческом сочинении середины XV в. «Ноти кагами» («Позднейшее зерцало»): «Что касается синоби-но моно, то говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с легкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами. В Западной стране (т. е. в Китае) их называют сайсаку. А стратеги зовут их кагимоно-хики («вынюхивающие и подслушивающие»)».
    Анализ этих цитат показывает, что синоби-но моно могли происходить из разных социальных слоев. Это могли быть самураи, порой из знатных родов, горные отшельники ямабуси, буддийские монахи-воины сохэй, разбойники «гор и полей», дзи-дзамураи, воры… Кого только среди них не было! Объединяли же их, во-первых, те специфические функции, которые они выполняли в японских средневековых армиях – все они были тайными агентами, шпионами, разведчиками, а во-вторых, владение необходимыми для выполнения этих функций навыками – методами сбора разведывательной информации, легендирования, организации диверсий и тайных убийств и т. д. Характерно при этом, что «Ноти кагами» проводит параллель с китайскими шпионами.
    Все это в корне подрывает представление о ниндзя как особой «касте отверженных», каких-то «тайных кланах», растиражированное в популярных изданиях. Кстати сказать, само выражение «тайный клан» выглядит довольно нелепым. Ведь слово «клан» в русском языке имеет значение «род, родовая община». А посему возникает законный вопрос: могут ли род или семья быть «тайными»?
    Представление о ниндзя как о неких «тайных кланах» своим происхождением обязано тому факту, что в Японии на определенном этапе ее исторического развития появились семьи, из поколения в поколение зарабатывавшие на жизнь сбором и торговлей разведывательной информацией, поставкой профессиональных шпионов и диверсантов противоборствующим феодалам. Речь идет о нескольких десятках семей мелких феодалов (госи) из провинции Ига и из уезда Кога провинции Оми. Шпионаж был для них таким же бизнесом, как для других, например, торговля горшками – разница была только в товаре. О том же, какие обстоятельства привели к тому, что эти семьи начали заниматься столь необычным «бизнесом», будет подробно говориться в тексте книги.

    В литературе по ниндзюцу имеет место дикая путаница в том, что означает слово «школа ниндзюцу». Так, автор одной статьи на двух страницах одним и тем же выражением «школа ниндзюцу» умудрился обозначить четыре совершенно разных явления, для каждого из которых в японском языке есть свой термин. Отчасти это связано с чрезвычайной широтой русского «школа», но главная проблема – непонимание сущности предмета обсуждения.
    Итак, русским выражением «школа ниндзюцу» в публикациях зачастую обозначают:
    1) техническую традицию, обладающую теоретическим обоснованием и стабильным регламентированным арсеналом технических средств; в Японии такие школы принято обозначать термином рюги (европейский аналог, например, импрессионистская школа живописи), причем элементы «Знания» рюги, как правило, фиксируются в специальных «каталогах» (мокуроку);
    2) место, где проходят тренировки в воинском искусстве, японский термин – додзё;
    3) тайную организацию, занимающуюся шпионажем и располагающую агентурной сетью, японский термин – химицу сосики, досл. «тайная организация»;
    4) семью (клан), занимающуюся шпионажем и культивирующую рю ниндзюцу; японский термин – нинкэ, досл. семья ниндзя.
    Очевидно, что ни рюги, ни додзё в исторических событиях как таковые участвовать не могут, ибо первое есть чистое знание, а второе – строение. Неверно и называть «школой» тайную организацию или семью, практикующую ниндзюцу. Важно также отметить, что между нинкэ и химицу сосики ни в коем случае нельзя ставить знак равенства, так как несколько семей, практиковавших ниндзюцу, могли входить в одну и ту же секретную организацию, а секретные организации могли создаваться японскими феодальными владыками – даймё из своих собственных самураев без привлечения членов нинкэ.

    Японские историки указывают, что как особое искусство ниндзюцу сложилось не ранее конца XV в.

    Инструкция

    Решив обучаться этому искусству, заранее распланируйте свое время, чтобы тренировки были регулярными. Важно, чтобы ничто не мешало провести тренировку в назначенный час – это одна из характеристик восточного мировоззрения. Составьте график занятий. Полезно также будет завести журнал, в котором вы будете отмечать свои успехи в тренировках – освоение нового приема, увеличение количества отжиманий и т.д.

    Начните изучать японскую культуру. Это неотъемлемая часть освоения любого боевого искусства. Ознакомьтесь с тем путем, который проходили японские ниндзя от рождения до полного овладения техникой. Конечно сами вы весь путь пройти не сможете. Ведь этому искусству в Японии начинают обучать уже с младенчества, приучая малыша к боли, тренируя его ловкость и быстроту реакции.

    Для тренировки ловкости, координации, выносливости и других важных качеств займитесь физической подготовкой своего организма. Приготовьтесь к тому, что бегать придется много и часто, а при выполнении упражнений на развитие навыков ниндзя нужно научиться терпеть боль. Бегать нужно быстро, прыгать – высоко. А еще – научиться передвигаться тихо и незаметно. Не зря же слово «ниндзя» переводится как «невидимый воин».

    Многое из того, чему учат ниндзя в Японии, окажется бесполезным для современного городского человека, поэтому составьте список того, что будет входить в план тренировок. Обязательно должны присутствовать метание ножей, заточек и т.п., упражнения для развития акробатики, ловкости. Японское мировоззрение – это то, чего не сможет до конца понять европейский человек, поэтому бессмысленно тратить на это много время. Тайные шифровки и переписки также без надобности для обучения искусству.

    Обратите внимание

    Учтите то, что любому европейцу не дано познать все тонкости восточных боевых искусств. Японцы верят, что достигнув контроля над собой, они смогут по своему усмотрению переделать жизнь, быть свободны и счастливы.

    Полезный совет

    Если вы хотите как можно больше приблизиться к совершенной технике ниндзя, вам стоит поехать на родину этого боевого искусства, найти там наставника и начать усиленные тренировки.

    Источники:

    • искусство ниндзя
    • Кто такие ниндзя, Оружие и методы работы

    Ниндзя – это бойцы, появившиеся в Японии в XIV веке. Они выполняли работу (например, покушения, убийства, шпионаж), которую не могли выполнять самураи, им не позволял это делать кодекс самураев. Со временем некоторые навыки ниндзя стали устаревшими, но тем, кто интересуется, например, методиками обмана и шпионажа, принципы, по которым действовали ниндзя, могут быть интересны.

    Философия ниндзя

    Прежде чем стать ниндзя, необходимо понять, каким принципам они следовали и какие цели преследовали. Существует большое количество литературы на эту тему, например, книги писателя Масааки Хацуми. Из этих книг вы узнаете, что одни служили своим хозяевам, полностью подчиняясь их воле, другие применяли свои навыки для защиты собственных семей, третьи занимались наемной работой. Изучите образ жизни ниндзя и готовьтесь к такой жизни сами.
    Ниндзя – это жизненный путь, он не может быть преодолен в течение недели или месяца. В древней Японии процесс овладения навыками ниндзя занимал несколько десятилетий.

    Молчание

    Если вы решили стать ниндзя, об этом никто не должен знать. Учитесь держать свою деятельность в тайне от всех. Жизнь ниндзя подобна шпионской, поэтому вы должны уметь скрывать ваши цели и намерения. Вас также не должна выдавать ваша внешность. Не надевайте черные костюмы ниндзя, этот наряд является атрибутом театрального представления Кабуки, его использовали, как удачный способ маскировки актера на театральной сцене. Ваша одежда должна быть повседневной, не выделяющей вас среди других людей.
    Ниндзя не всегда работали в одиночку, поэтому если у вас есть друг, который также этим интересуется, можете заниматься вместе.

    Самообладание

    Настоящий ниндзя обязан иметь полный контроль над самим собой. Научитесь отбрасывать эмоции во время принятия решений, рациональное и логическое мышление невозможно, если вы одновременно переживаете по какому-либо поводу. Ситуация и атмосфера, в которой вы находитесь никак не должны довлеть над вами, обдумывайте свои действия и делайте выводы так, как будто даете советы другому человеку. Руководствуйтесь этими принципами каждый день, только так вы сможете прийти к истинному самообладанию.

    Физическое и умственное развитие

    Постоянно занимайтесь развитием собственного тела. Улучшайте свою выносливость, гибкость и ловкость. Займитесь спортом, посещайте бассейны, участвуйте в забегах, работайте над растяжкой. Займитесь силовой подготовкой, при этом необязательно посещать тренажерные залы, задача накачать большую мускулатуру вовсе не стоит.

    Будьте в курсе всего, чем вы занимаетесь, никогда не забывайте о самообразовании. Ниндзя всегда должен быть хорошо осведомлен. Хорошее знание предмета своей деятельности, поможет вам слиться с окружающими и даже получить полный контроль над происходящими событиями.

    Бойцовские навыки

    Ниндзя - это мастер диверсий и боя. Одним из обязательных атрибутов любого ниндзя является владение тем или иным боевым искусством, а также умение пользоваться бойцовскими принадлежностями. Многие из этих навыков ниндзя применять, скорее всего, не придется, однако знать о них необходимо. Изучите техники рукопашного боя, научитесь пользоваться мечом, лезвиями и другим холодным оружием.

    Ниндзюцу («искусство скрытности») — японское боевое искусство.

    Происхождение

    Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.

    Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.

    Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.

    Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.

    В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.

    Основы учения

    Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.

    В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.

    Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (Первооснова всего, KI. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу — исчезновение путём подражания.

    Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:

    Тай-дзюцу — искусство владения телом

    Бу-дзюцу — работа с оружием

    Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)


    Рукопашный бой ниндзя

    По мнению историка-япониста Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало. Кланы ниндзя использовали старую форму дзю-дзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзю-дзюцу.

    Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.

    Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками.

    Упор на ведения боя в малых помещениях.

    Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади и пр.)

    Упор на приемы ошеломления противника.

    Ни одно из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японской армии.

    При бегстве применялись 2 приема рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.

    По мнению историка-япониста Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьезные тренировки в рукопашном бое влекут за собой серьезные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приемах внезапного нападения с близкой дистанции.

    Снаряжение ниндзя

    Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандали) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).

    Переменное одеяние — Кавари-гомоно

    Амигаса — соломенная шляпа

    Доспехи

    · Кусари-катабира (кольчужный доспех)

    · Татами-гусоку (типы Кико и Куратагину) — легкий доспех.

    Щиты

    · Тэцу-но камэ

    · Нэрукава-ита

    Оружие ниндзя

    Огнестрельное оружие Каки

    · Фитильные (хинава-тэппо)

    · Кремневые (хиути исидзю)

    · Духовые (кукидзю)

    · Вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч Вакидзаси)

    · Ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти)

    · Кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку)

    Пушка

    · Мокухо («деревянная пушка»)

    · Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)

    Зажигательные средства

    · Огненные стрелы Хия

    · Бохия — огненная палка

    · Утихия — метательная зажигательная стрела

    · Хидакэ — огненный бамбук

    · Хисякэн («огненный сякэн»)

    · Отравляющие средства

    · Моппан

    · Фуё-но ооги

    · Нэмуриби

    · Кусагамэ

    Запалы и фитили

    · Хокути, Хинава, Хиноки-Хинава, Такэ-хинава, Гудзин-хинава, Амэ-синоги-хинава, Амэ-хинава, Мидзу-хинава.

    Мечи, копья, секиры, ножи

    · Ниндзя-то, Синоби-гатана — меч ниндзя

    · Танто -нож

    · Конагината — короткая нагината

    · Сибаки-яри — копье

    · Камаяри — копье-серп

    · Оно — секира

    · Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы).

    Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп.

    Боевые шесты и дубинки

    Дзе, Сякудзе, Рокудзе, Сюмонкудзуэ, Бо, Ханбо, Косикирибо, Мимикирибо и т. д.

    Верёвки и цепи

    · Мусубинава — веревка с грузиком

    · Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): Кусари-фундо, Тама-гусари,Содэ-гусари, Кусари-дзюттэ, Рё-бундо и т. д.

    Сякэн («звездочка»), типы: Санко, Дзюдзи, Роппо, Хаппо, Мандзи, Нагарэ-мандзи, Тэккан и т. д.

    · Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: Босугата, Тантогата, Кугигата, Хэйтёгата, Харигата, Хасидзё, Кусабигата и т. д.

    · Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжелым наконечником, напоминает дротик для Дартс, но большего размера).

    · Цубутэ, Арарэ, Мэцубуси.

    Легенды и факты о ниндзя

    Рассказы о жизни и деятельности ниндзя составляют довольно значительный процент той ауры таинственности, которая окружает мастеров искусства ниндзюцу. Некоторые рассказы правдивы. Но порядочная часть таких историй искажена преувеличениями, в то время как другая часть рассказана людьми с чересчур живым воображением, подпавшими под влияние притягательности ниндзюцу.

    Воин хотя и был натренирован справляться с опасностями и презирать смерть, иногда боялся коварного и находчивого ниндзя, чьи проделки не сходили с уст практически каждого горожанина. Простые люди всегда испытывали страх перед ниндзя, и их суеверные мозги лучше всего поддавались влиянию рассказов о ниндзя.

    Сами ниндзя никогда и не пропускали случая воспользоваться тем психологическим влиянием, которое они приобретали над простыми людьми благодаря силе легенд, рассказываемых о них. На самом деле большинство ниндзя прикладывали усилия к увековечению подобных рассказов или к созданию новых, в которых ниндзя представали одинаково беспощадными по отношению как к аристократии, так и к простым людям.

    Кто в феодальной Японии не слышал о Яма- да Яэмоне, мастере маскировки, который мог, если верить рассказам, иметь сотни лиц и так быстро менять свою внешность, что толпа, через которую он пробирался, запоминала полдюжины или больше его перевоплощений, прежде чем он выбирался из нее.

    Касуми Росуке был известен своими хитрыми уловками и приемами. Шимотсуге Кизару, мастер прыжков, прыгал так хорошо и далеко, что представлялся видевшим его буквально летящим по воздуху. Хатчисуко Тензо отличался своей способностью отходить с территории врага, роя ходы под землей.

    Будзинкан ниндзюцу

    Путь Дракона (Ниндзюцу. Уроки Кекусинкай)