Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Фурсенко зенит. Явись, замри, воскресни. Чем знаменит Сергей Фурсенко. Консультировался с личным психологом
  • Разведение и дозирование пептидов простым языком Того что ghrp 6 позволяет
  • Великий Брок Леснар – боец, борец и футболист Брок Леснар: развитие карьеры в смешанных единоборствах
  • Логопедические занятия с заикающимися
  • Фокусы с узлами Фокусы с веревкой и их секреты
  • Что худеет в первую очередь у женщин При похудении что худеет в первую очередь
  • Филимоновская лошадь. Удивительный древнерусский промысел - филимоновская игрушка

    Филимоновская лошадь. Удивительный древнерусский промысел - филимоновская игрушка

    Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

    Вот так выглядят филимоновские игрушки.

    Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

    История возникновения

    Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

    Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

    Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.


    Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

    На сегодняшнее время

    За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от , все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

    Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

    В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

    1. треугольник – земля;
    2. круг – солнце,
    3. елочки и росточки – символы жизни.

    Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

    Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

    С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

    Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

    Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

    Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

    Материалы для скачивания

    Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

    Картинки и фото


    Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
    Карточки.
    слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

    Раскраски

    Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.



    Лилия Холдарова

    ГБОУ СОШ №41 ДСП №3

    План - конспект НОД по нетрадиционному рисованию

    для второй младшей группы

    «Роспись филимоновской лошадки »

    Подготовила воспитатель :

    Холдарова Л. М.

    Москва – 2014 год

    Цели и задачи :

    Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и труду народных мастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Научить расписывать силуэт-шаблон лошадки филимоновской росписью , используя элементы росписи . Закрепить навыки рисования элементов филимоновской росписи (полоски, точки, кружки, линии) с помощью ватных палочек. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

    Материалы :

    Шаблоны-силуэты лошадок , ватные палочки, гуашевые краски двух цветов (зеленый, красный, палитра, баночка для воды, салфетки. Иллюстрации и фигурки филимоновских игрушек , плакат с элементами росписи .

    Ход занятия:

    (ребята сидят полукругом на ковре)

    Ребята, присаживайтесь поудобнее. Расскажу я вам историю про лошадку . Жил был мастер, и слепил он из глины красивую лошадь и решил он расписать ее. Но красок у него было всего три цвета желтая, зеленая и красная. Мастер взял эти краски и расписал свою лошадку и она получилась очень яркая и красивая, вся в полосках, впереди круглое солнышко с лучиками. И назвал он эту роспись филимоновской . (показываю фигурку лошадки )

    На скаку играя гривой,

    Скачет быстро он, красиво.

    Не догонишь, не догонишь,

    Ишь, как скачет : И-го-го!

    (Вдруг под музыку забегает лошадка , делает два круга, как будто он что-то ищет. Останавливается и видит перед собой ребяток и спрашивает :)

    ЛОШАДЬ : Ребята, вы моих друзей не видели? Я просто очень быстро скакала и друзей своих потеряла.

    ВОСП : Нет, мы не видели, но мы с ребятами можем помочь их отыскать! Поможем, ребята? Милая лошадка , расскажи нам, какие они?

    ЛОШАДЬ : Они похожи на меня. Все в полосках разноцветных. На спине грива, на копытцах узоры.

    ВОСП : Подожди, лошадка , вот посмотри, у нас есть иллюстрации и фигурки лошадок , не они ли это?

    ЛОШАДЬ : Да, на меня похожи. И полоски есть разноцветные и лучики и солнышки и точечки. Это они!

    ВОСП : Ну, тогда, мы тебе поможем с ребятами отыскать твоих друзей! Вставайте, ребята, мы отправляемся на поиски! (звучит музыка)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    Крылья пестрые мелькают,

    В поле бабочки летают.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Зашагали мы опять.

    Вот выходим мы на луг,

    Я твой друг и ты мой друг!

    К солнцу дружно потянулись

    Обнялись и улыбнулись!

    ВОСП : А теперь, присаживаемся за столы. Давайте, ребята, мы нашей лошадке нарисуем его друзей – лошадок . Распишем их филимоновской росписью .

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ : (показ воспитателя на своем шаблоне)

    У всех на столах есть силуэты лошадок их нужно расписать как нашу лошадку .

    В самом начале используют красный цвет. Роспись ведется по контуру желтого.

    Затем, берут зеленый цвет. Роспись ведут между красными линиями. А теперь давайте попробуем вместе.

    (Ребята приступают к работе, воспитатель помогает и контролирует ход работы, звучит спокойная музыка)

    ВОСП : Наша работа закончена, сделаем выставку из наших лошадок . (ребята по одному выносят свою лошадку и закрепляют магнитом на доску).

    ЛОШАДЬ : Какие похожие на меня и красивые получились мои друзья.

    ВОСП : Мы тебе их дарим. Не теряйся больше от своих друзей.

    ЛОШАДЬ : Спасибо вам большое, ребята! Ну а теперь мне пора. До свидания! (под музыку лошадка уходит с собой забирает расписных лошадок ).

    Дети прощаются с лошадкой .

    Уборка рабочих мест.

    ПРИЛОЖЕНИЕ (Этапы росписи филимоновской игрушки , демонстрационный материал)





    Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло - гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

    Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита , так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX-XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

    Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

    Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

    В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

    Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

    1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
    2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
    3. Солдат с куркой или с конем - это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
    4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

    Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

    Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)















    Значение узоров или орнаментов

    Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики . Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

    1. Треугольник изображает землю.
    2. Елочки - живую растительность.
    3. Зигзаг - это вода.

    Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

    Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

    Цвета - это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл , а именно:

    1. Красный - символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
    2. Зеленый - возобновление самой жизни.
    3. Желтый - цвет величественного солнца, а также огня.

    Характерная особенность филимоновской росписи - это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

    Этапы создания филимоновской игрушки

    По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

    Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

    И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

    Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину - синика, которую нашли в Филимоново.

    Занятия по филимоновской росписи в детском садике

    Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

    1. Плакат с расписанными элементами росписи
    2. Несколько глиняных свистулек
    3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
    4. Палочки ватные либо кисточки
    5. Гуашь или цветные карандаши
    6. Палитра
    7. Емкость для мытья кисточек
    8. Салфетки

    Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему - изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

    В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

    История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

    Предназначение свистулек

    Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

    Появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника - Филимона.

    Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

    В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

    Работа над игрушкой

    Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

    Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

    Значение филимоновской игрушки

    Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

    Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл.

    Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает.

    Обжиг в печи

    В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

    Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

    Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

    Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. уже подготовлена для работы.

    Филимоновские игрушки. Их образы

    Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

    Еще один образ - это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны - новой жизни. Олень - символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь - олицетворение всего живого. Считалось, что конь - это символ воды, солнца, плодородия. Корова - воплощение бодрости и силы духа.

    Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы - это все олицетворение птиц.

    Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

    У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины - яркая рубаха и штаны.

    Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном - о связи человека с природой.

    Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

    Филимоновская роспись. Раскраска лица

    Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. всегда была одинаковой. Глаза - черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

    Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура - это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

    Основные цвета

    Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, - это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

    Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, - животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

    Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

    Обряд «свистопляски»

    Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то.

    На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

    Филимоновская лепка в наше время

    Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

    Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

    Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия - характерная особенность синей глины.

    Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

    Дети и красивые игрушки

    Большое одобрение и поддержку получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду - один из творческих проектов, прочно закрепившихся в программе обучения малышей.

    В процессе рисования (дети пишут акварелью) педагог знакомит дошколят с историей создания филимоновской игрушки, главными принципами ее раскраски, а также приобщает детей к народному творчеству, заставляя их почувствовать и понять, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем.

    Музей филимоновских игрушек

    По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

    Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное - опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

    Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

    Задачи:

    • Познакомить с особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
    • Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – “цветком”.
    • Научить расписывать силуэты филимоновских лошадок и петушков.
    • Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
    • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

    Материал для учителя:

    • кисти № 2 и № 4;
    • банка с водой;
    • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
    • альбомные листы;
    • шаблоны филимоновских игрушек;
    • лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”;
    • Незнайка.

    Материал для учащихся:

    • альбом;
    • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
    • кисти № 2 и № 4;
    • банка с водой;
    • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

    Зрительный ряд:

    • филимоновские свистульки,
    • иллюстрации,
    • открытки.

    Литературный ряд:

    • Н. Грибачев “Художник”,
    • загадки.

    Музыкальный ряд:

    • Запись народных музыкальных инструментов.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Игра “Ярмарка”.
    3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
    4. Педагогический рисунок.
    5. Практическая работа учащихся.
    6. Выставка. Подведение итогов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.

    Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.

    – Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

    Наш Сережка как художник
    Тяп да ляп – спешит всегда.
    Рисовал в окошке дождик,
    Получилась – борода.
    Солнце толстое, как мыло,
    У цыпленка три ноги,
    Танк похож на крокодила,
    А дома на утюги,
    На кувшин без ручки – кошка,
    Слон – на ящик и кровать,
    И не может сам Сережка,
    Кто и что тут, разобрать.

    Удивляется – откуда
    Хвост на шее у верблюда
    И рогатая у льва
    Где-то с боку голова?
    Ну, а нам не в удивленье,
    Тут простой на все ответ:
    Нет терпенья –
    Нет уменья,
    Нет уменья –
    Толку нет!

    – Можно ли Сережку назвать Художником? (…)

    – Почему? Каким должен быть художник? (…)

    – Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

    Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.

    Он признался ножу:
    “Без работы я лежу.
    Построгай меня, дружок,
    Чтобы я трудиться мог”.
    Если ей работу дашь,–
    Зря трудился карандаш.

    Разноцветные сестрицы
    Заскучали без водицы,
    Дядя длинный и худой,
    Носит воду бородой,
    И сестрицы вместе с ним
    Нарисуют дом и дым…

    2. Игра “Ярмарка”.

    – Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

    Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

    – Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

    Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

    3. Беседа “Филимоновская игрушка”.

    – Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.

    – Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

    – Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

    Филимоновская деревушка!
    Синий лес, холмы, косогор.
    Лепят там из глины игрушки
    И расписывают до сих пор.

    Да, из красной обычной глины
    Появляются вдруг на свет
    Зайцы, коники и павлины
    И солдатики – войска цвет.

    – В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.

    Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.

    И раскрашивают в основном тремя красками:

    – Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

    – И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)

    – По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

    После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.

    4. Педагогический рисунок.

    Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.

    1. Желтый фон.
    2. Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
    3. Узор из полос.
    4. “Елочки”.

    Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.

    5. Практическая работа учащихся.

    Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.

    6. Подведение итогов.

    Выставка.

    – Что нового узнали на уроке?

    – Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?

    – Кому нравится своя работа?

    – Какая работа с выставки тебе больше нравится?

    – Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.