Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Министерство образования и науки российской федерации Президентские тестирования
  • Олимпийские ритуалы Что является главным ритуалом открытия олимпийских игр
  • Иван поддубный биография жена и дети
  • Значение и происхождение фамилии куц
  • Александр Тихонов: биография звезды биатлона Александр тихонов главная
  • Фурсенко зенит. Явись, замри, воскресни. Чем знаменит Сергей Фурсенко. Консультировался с личным психологом
  • Школа йоги в древней индии. Откуда к нам пришла йога? Философия и практика «новой» йоги

    Школа йоги в древней индии. Откуда к нам пришла йога? Философия и практика «новой» йоги

    Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

    Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

    Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

    Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

    В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

    В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

    Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

    Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

    Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

    Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

    Философия йоги обладает следующими свойствами:

    Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

    Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

    Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

    Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

    Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

    Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

    Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

    Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

    Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

    В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

    Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

    Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

    Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

    Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

    Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

    Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...

    Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

    Причины популярности йоги в современном мире

    Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

    Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

    Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

    Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

    Философия йоги (кратко)

    Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

    Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

    Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

    Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

    Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

    На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

    • карма-йога;
    • бхакти-йога;
    • джняна-йога;
    • мантра-йога;
    • хатха-йога и другие.

    Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

    Притча о спрятанной божественности

    Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

    Итак, притча о спрятанной божественности...

    По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

    Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

    Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

    древние находки

    Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

    Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

    Патанджали и его "йога-сутры"

    Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

    О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

    Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

    Свами Вивекананда: жизненный путь философа

    Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

    Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

    В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

    За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

    • "Карма-йога" (1896 год).
    • "Раджа-йога" (1896 год).
    • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

    Свами Вивекананда: философские воззрения

    Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

    Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

    "Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

    Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

    Йога-хатха: философия школы

    Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

    Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

    Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

    Дыхание - основа жизни

    Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

    Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

    Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

    Общие цели и задачи йоги

    Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

    К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

    Развитие йоги в России

    Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

    В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

    Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

    Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

    • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
    • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
    • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
    • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

    И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

    В заключение...

    Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

    Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

    Современные люди сегодня вновь приходят к осознанию важности всего духовного. Измученные беспрестанными заботами и стрессами, они просто нуждаются в глотке свежего воздуха, источнике покоя и вдохновения.

    И этим источником способна стать философия йоги, позволяющая постепенно открыть истинный путь к освобождению. И осознанию собственной сущности с дальнейшим раскрытием скрытого внутреннего потенциала.

    Понимание йоги в философском смысле

    Для многих людей философское учение йоги становится невероятным открытием, спасая от постоянных тревог и стрессов, помогая открыто увидеть главное в жизни. Но не нужно думать, что йога сводится к обычному выполнению асан.

    В философском смысле она помогает найти кратчайший путь к освобождению, раскрыть собственный потенциал и открыть истинной путь к внутренней сути.

    Поэтому основные принципы йоги сводятся к достижению гармоничного слияния души человека с телом. В более глубоком понимании здесь подразумевается единение с Всевышним. В целом, основы йоги не очень систематизированы, а ее отдельные аспекты подробно прописаны в различных древних источниках – Ведах.

    И согласно многочисленным источникам, впервые философия, вошедшая в основы йоги, была описана именно в трудах Патанджали. В классическом понимании йога включает две основных категории – Пурушу (дух) и Пракрити (материя). Вместе они позволяют рассмотреть и объединить внешний и внутренний мир каждого человека.

    Философская теория йоги отличается многогранностью, а ее главная цель заключается в постепенном достижении состояния Нирваны в виде полного воссоединения с Творцом. В современном мире существует целый ряд различных йогических направлений, способных действенно помочь в достижении Нирваны.

    Также стоит отметить, что философское учение йоги действует и в том случае, когда человек имеет в этой области мало знаний или практически не верит в силу учения. А такой подход вполне оправдан для современного человека, который стремится получить больше материального, а не духовного в процессе обучения.

    Пуруша и Пракрити

    Для тех, кому трудно понять, в чем суть йоги, необходимо изучить различные источники информации и для начала попытаться осознать, что такое Пуруша (дух) и Пракрити (материя). Именно духовная и материальная составляющая являются главной основой всего сущего в мире.

    Согласно учению, Пракрити состоит из трех основных сил:

    • покоя – Гуна Саттва;
    • деградации – Гуна Тамас;
    • движения – Гуна Раджас.

    А вот истинную сущность духовной составляющей в философии йоги весьма трудно вообразить. У нее нет конкретной формы, а ее расположение находится вне пределов мира материального.

    Еще Пуруша обладает настоящим сознанием, а в материи оно полностью отсутствует. А ее воплощением выступает древний бог Иншвара, хотя известны и другие божества.

    Изучив основы философского учения, можно осознать единение материального и духовного, образующее на Земле все сущее. И вне рамок пространства и времени, поскольку йога подразумевает непрерывные процессы изменений, происходящие в материальных структурах. А духовная основа остается полностью неизменной, поскольку неподвластна времени.

    Материальное содержит в себе 3 вида силы – покой, движение и деградацию, которые уравновешены, пока не происходит взаимодействия с духовным. Благодаря их взаимодействию появились 5 стихий: привычные нам огонь, земля, вода и воздух и пятый элемент – эфир. И уже эти стихии послужили началом для создания всего, что существует в мире.

    Стоит отметить, что в йоге, как общей модели и образе жизни, в принципе не существует времени. Она рассматривает всё сущее в качестве бесконечного процесса изменения. То есть духовная составляющая постоянна, находится вне времени и пространства, а для материальной – время исчисляется, происходящими с ней изменениями. Такой подход может подсказать вам, как стать счастливее : жить, осознавая, что ты бесконечно изменяющаяся мини-Вселенная внутри большой постоянно преобразующейся Вселенной.

    Эффективность жизни, с точки зрения философии йоги, можно повысить за счет ежедневного упорядочивания расходования энергии. Коей, по этому учению, каждому из нас отведено строго определенное количество на всю жизнь. Организуя свой образ жизни, как того требует йога, вам нужно:

    • с 4 до 10 часов проснуться, спокойно и без суеты настроиться на новый день. Сюда входит очищение, гимнастика, самомассаж и пр.;
    • с 10 до 22 часов посвятить время активным делам. Постарайтесь самые важные из них сделать до обеда;
    • с 22 до 4 часов предаваться отдыху и сну.

    5 преимуществ системы йоги в повседневной жизни

    Общая модель образа жизни, построенного на таком учении, как йога, проста и согласуется с биологическими часами человека. Если вы попробуете следовать хотя бы этим упрощенным рекомендациям, то уже вскоре заметите, как повысится ваша осознанность, успокоится ум, а в теле появится ощущение здоровья. Однако, не думайте, что практиковать систему йоги в повседневной жизни так просто.

    Соблюдать распорядок дня в соответствии с философией йоги – это настоящая суровая аскеза. Вокруг вас всё время будут появляться всё новые и новые соблазны отступить от него. Но не отчаивайтесь в случаях несоблюдения режима. Старайтесь отслеживать причины его нарушения и продолжайте привыкать к новому распорядку. Тем более что йога, как образ жизни, имеет минимум 5 весомых преимуществ.

    1. Йогические асаны расслабляют мышечные зажимы, исцеляют физические и психические недуги.
    2. Философия йоги учит нас быть внимательнее к себе и осознаннее, помогая заметить и устранить негативные моменты.
    3. Занятия йогой дисциплинируют, учат последовательности и помогают стать эффективнее.
    4. Практикуя йогу, вы станете ответственнее: вначале стабилизируете область собственного здоровья, а впоследствии и все остальные жизненные сферы.

    Занимаясь йогой, вы овладеете вселенским спокойствием и станете недосягаемы для стресса.

    Йогу часто воспринимают за некую восточную разновидность фитнеса, либо же окутывают учение ореолом магии и мистицизма. На самом деле йога — это древняя комплексная индийская система, методы и практика которой помогают обрести гармонию души и тела. Философия системы основана на особом восприятии Вселенной и человеческой роли в ее становлении. Глобальная цель, которую ставит йога перед каждым практикующим — освобождение от иллюзий бытия и объединение с Брахманом — вечным трансцендентным началом. Если вы решили изучить йогу, то рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей .

    Содержание:

    Основы философии йогов

    Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному

    Согласно йогической концепции, человек — это сознание, имеющее форму и воплощенное в видимом мире. Душа, или атман, сама по себе безгранична и свободна от привязанности и чувств. Тело смертно, оно может жить лишь какое-то время, после чего умирает. Сознание — вечно, после смерти тела оно воплощается заново в другом, и таким образом, снова и снова приходит в физический мир. Такой бесконечный круговорот перерождений в индуистской философии имеет название сансара. Жизнь в такой реальности — это всего лишь иллюзия, обрекающая в той или иной мере на страдания. Полностью избавиться от мирских страданий можно лишь разрушив мнимые иллюзии и освободившись от отождествления себя с телом, прервав тем самым цепь перерождений.

    Высшее просветление, или абсолютное соединение с Бхарманом, называют состоянием Самадхи. Именно его пытаются достичь йогины посредством совокупности различных практик.

    Истинное Я каждого из нас испытывает состояние вечного блаженства и нераздельно с первозданным источником всех вещей и понятий. Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному.

    Восемь ступеней достижения

    Йога-Сутра — первое описание йоги мудрецом Патанджали приблизительно во втором веке до н. э. Система включает в себя 185 афоризмов, общее название которых — «Драгоценные четки». В них раскрывается философия йоги, разбираются препятствия на пути йогина к высшей цели. Именно Патанджали вывел концепцию «восьмеричного пути», которая логично представляет последовательность всех ступеней комплексной практики. Ее также называют «ступенями для поиска души».

    • Первая ступень — Яма. Соблюдение моральных заповедей и правил, формирующих межличностные отношения;
    • Вторая ступень — Нияма. Отвечает за внутренний контроль и самодисциплину;
    • Третья ступень — Асана. Забота о физическом здоровье посредством системы упражнений (поз);
    • Четвертая ступень — Пранаяма. Дыхательные упражнения, направленные на контроль и управление потоками Праны;
    • Пятая ступень — Пратьяхара. Воздержание и контроль над чувствами;
    • Шестая ступень — Дхарана. Сосредоточение и концентрация мыслей;
    • Седьмая ступень — Дхьяна. Медитация;
    • Восьмая ступень — Самадхи. Слияние с Высшим Разумом или просветление.

    Система восьми ступеней состоит из компонентов счастливой и полной жизни. Они дополняют друг друга и являются взаимозависимыми. Все ступени ведут к единой, конечной цели — Самадхи. Любые пробелы в совершенствовании одной из них послужат препятствием на пути к истинной самореализации.

    Что бы практиковать йогу не обязательно подаваться в отшельники

    В йоговской философии важную роль имеет понятие дхармы. Это такой морально-этический кодекс, который состоит из следующих принципов:

    1. Ахимса (воздержание от причинения вреда телом или мыслью);
    2. Статья (правдивость и честность в мыслях и словах);
    3. Астея (воздержание от воровства);
    4. Брахмачарья (целомудрие и контроль над плотскими позывами);
    5. Каруна (сострадание);
    6. Майтри (милосердие).

    Существует мнение, что для практики йоги нужно податься в отшельники, засесть в пещере и все время размышлять, оставив позади все печали и радости мирского бытия. Такой путь имеет место быть, однако является лишь одним из множества других. Отшельничество ради остановки внутреннего диалога и достижения Самадхи называется санньясина. Другой, более доступный вариант практики для современного человека, — это йога в действии.

    Виды йоги

    В философии йоги есть семь ветвей практики, ведущих к постижению истин и самосовершенствованию. Опытные практикующие выбирают себе несколько стилей, основываясь на собственных потребностях, навыках и предпочтениях.

    • Раджа-йога. Избавление от сансары посредством медитации и длительной концентрации над собственными ощущениями ;
    • Джанана-йога или йога мудрости предполагает ступенчатое постижение законов Мироздания;
    • Йога Кармы или действия. Направлена на развитие кармы человека с помощью правильных действий, ведущих в совершенствованию;
    • Бхакти. Достижение Самадхи через молитвы и религиозный экстаз;
    • Мантра-йога. Звуковой вид, во время практики которого поются распевают специальные песнопения и мантры;
    • Тантра-йога. Внутренняя практика работы с тонкими энергиями и биополем;
    • Хатха-йога или йога силы. Связана с трансформацией физического тела посредством выполнения асан.

    Лечение болезней асанами. Йога как медицина

    В некоторых йогических школах разработана целая система неправильных состояний сознания человека, которые противоречат законам природы. Эти нарушения и приводят непосредственно в болезням. Современная медицина тоже имеет похожее течение — психоиммугология. Исходная точка любой болезни — искаженное состояние сознания. К примеру, если боль в горле вызывается невысказанным мнением или невозможностью что-либо объяснить окружающим, то простуда есть последствие сплетен и критики по отношению к близким.

    В силу того, что болезнь является причиной духовных нарушений на тонком уровне, традиционная медицина при помощи химических препаратов и хирургических методов способна только устранить поверхностные симптомы, тогда как корень болезни останется сидеть в сознании.

    Философия йоги предлагает практикующим другой подход к лечению недугов. Система хатха-йоги предполагает, что каждая асана воздействует тем или иным способом на все системы организма, способствуя устранению причины болезни. Асаны помогают войти в то самое правильное состояние, связывая физические и психические процессы.

    Согласно писанию, асаны дал человеку бог Шива для достижения здоровья тела и мыслей. Во время выполнения асан тело входит в определенную позу, выполняя ее как в статике, так и в динамике. Классифицируют ассаны за позами созерцания, перевернутыми, позами баланса и др. Умственные процессы при практике асан напрямую связаны с мышечной активностью. Вся практика сопровождается контролированным трехступенчатым дыханием.

    Регулярное выполнение асан оказывает терапевтический и общеукрепляющий эффект. Хатха-йога улучшает работу пищеварительной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, выделительной и опоро-двигательной системы.

    Одной из ведущих и универсальных поз в практике хатха-йоги является Шавасана или поза трупа. Ее выполнение подразумевает полное расслабление тела и ума. Физиологически, правильно выполненная Шавасана способна заменить несколько часов полноценного сна.

    Освоив асаны, практикующий стоит у подножья возможностей регуляции всех процессов, происходящих в организме. Помещая свое тело в различные позы, йогин с помощью концентрации и дыхания посылает в определенные органы целительную энергию.

    Йога - это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели

    Здоровье и абсолютная гармония не появляются быстро — это результат комплексной работы над собой и внутренней трансформации. Каждому новичку, желающему освоить йогу, следует быть готовым к самоизменениям. Когда мы боимся перемен, они и не наступают. Самое главное — воля, самодисциплина, регулярные занятия и огромное желание достичь заданой цели.

    На данный момент, согласно статистике, йогу практикуют более 20 миллионов человек на всем земном шаре. Что же делает ее столь популярной и актуальной?

    1. Йога — ключ к оздоровлению всего тела. Она способна оживить тело, наполнить его силой и энергией;
    2. Йога положительно воздействует на физический, эмоциональный и духовный уровни, соединяя душу и тело в единое целое. Ум становится ясным и светлым, а мысли — четкими и понятными;
    3. Практикующие йогу избавляются от множества болезней комплексно, вопреки тому как делает это западная медицина, вылечивая симптомы раздельно и прибегая к дорогостоящим препаратам;
    4. Йога учит вовлекаться в поток повседневных событий, оставаясь при этом внутренне безучастным и свободным от мешающей суеты;
    5. Регулярная практика прививает хорошие привычки, желание жить честно и праведно, выполнять свои обязанности и долги без мысли о потенциальном возмездии, а также контролировать собственные мысли и чувства;
    6. Йога позволяет соединится со своей внутренней природой, обрести глубокие знания Вселенной, понять законы окружающего мира и познать самого себя.

    Следует помнить, что йога не является сама по себе конечной целью. Йога — это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели. Основная идея всей философии заключается не в результате ради результата, а в переживания трансцендентной реальности. Для настоящего йогина не имеет значение, что он делает: моет посуду или гуляет на свежем воздухе — он будет счастлив всегда. Потому что внутреннее счастье не зависит от событий иллюзорного мира. Он свободен, он наблюдает, он прост в жизни и поэтому счастлив.